Одной из самых примечательных лент в программе киевского фестиваля «Docudays» 2017 года стала «Рождённые свободными» производства РФ и Великобритании (2016). Режиссёр картины – Гаянэ Петросян, продюсер – Майк Лернер. Фильм примечателен тем, что cочетает документальное кино и мощный протестный посыл.
История, рассказанная в фильме, в который раз поднимает проблему отношения «обычного гражданина» к циркам и дельфинариям. Ведь для условных «нас» в порядке вещей пойти с любимым человеком или ребёнком на «вечерние романтические шоу», которые активно рекламировались на улицах Киева, Харькова, Одессы и Донецка до войны (а в Киеве и Одессе и после). Никто не задумывается о подоплёке того, почему «дельфинчики» активно прыгают через кольцо, делают сложные сальто, возят на себе артистов – словом, делают то, что никак не присуще их природному поведению. «Животные предназначены для того, чтобы служить человеку» – так ответит, призадумавшись, «рядовой гражданин» на вопрос, почему он платит за такое развлечение. Но предназначены ли?
Описанная этой фразой установка называется «антропоцентризм», это уверенность в том, что человек – царь природы. В мире становится всё больше деятелей искусства, ставящих под сомнение такую точку зрения. Благодаря просмотру их фильмов растёт число людей, хоть и далёких от практической охраны природы или экофилософии, но при этом бойкотирующих дельфинарии и наносящих таким образом убытки дельфинарной индустрии.
Историй о добыче и содержании дельфинов в кино уже несколько. Известны американские документальные фильмы «Бухта» (реж. Луи Сахойос, 2009, премия «Оскар») и «Чёрный плавник» («Blackfish») (реж. Габриэла Каупертвэйте, 2013) о жестокости по отношению к морским млекопитающим. Отдельный жанр представлен короткометражкой «Рейд на Рейкьявик reloaded» (2012), полным метром «Как изменить мир» Джерри Ротвелла (2015) и сериалом «Китовые войны» (2008-2015) о том, как радикальные экологисты сражаются с добычей морских млекопитающих.
Фильм «Рождённые свободными» – пример работы на сей раз российских активисток, которым в 2016 году удалось снять фильм-обвинение «дельфинарной» индустрии РФ. Этого до них никто не решался сделать.
Картина снималась на четырёх морях – Чёрном, Белом, Охотском и Южно-Китайском и в четырёх странах: России, Украине, Китае и США на протяжении 3-х лет – с лета 2013 по осень 2016 гг. Официальный партнёр фильма – Международный фонд защиты животных (IFAW).
Международная премьера «Рождённых свободными» состоялась в июне 2016 года на Международном фестивале документального кино в Шеффилде (Великобритания), где проект был высоко оценён международными кинокритиками.
Представим сначала «морских» героев фильма – белух, косаток и дельфинов.
Белуха (белый кит) – вид зубатых китов из семейства нарваловых, морское млекопитающее, обитающее в водах Северного ледовитого океана, Берингова и Охотского морей. Вид занесён в Красный список Международного союза охраны природы со статусом «уязвимый». Первым примечательным фильмом об общении белух и людей на стыке документального и художественного стал «Потолок» режиссёрки Натальи Углицких (2011). В нём фридайверка Наталья Авсеенко готовится плавать обнажённой в ледяной воде Белого моря в сопровождении белух, и это ей удаётся без последствий для здоровья.
Фридайвинг – погружение в морскую глубину без источника кислорода, только на задержке дыхания и контроле тела и сознания. Он считается одним из самых опасных видов спорта. Тем не менее, популярность фридайвинга растет, а сами фридайверы всё чаще становятся законодателями мод экологичного образа жизни. Неудивительно, ведь они плавают с дельфинами и белухами в открытом море и общаются с ними под водой. Потому они восприняли заточение ради развлечения этих прекрасных существ, претендующих на близкий к человеку разум, как невежество и дикость.
В «Потолке» Наталья совместно с учёными участвовала в эксперименте по изучению языка, эхолокации и поведения белух в Белом море. Также изучались возможности выживания человека в воде в экстремальных условиях. Наталья поставила рекорд пребывания подо льдом в ледяной воде, имеющей температуру − 2 °C (солёная вода замерзает при отрицательной температуре) – 10 минут 40 секунд.
Существенный нюанс, что в этом фильме снимались не свободные белухи. Съемки с ними проходили в вольере, расположенном в заливе Белого моря, в филиале Утришского дельфинария.
Получившаяся лента не содержит протестной нотки. «Потолок» скорее эстетически поражает красотой морских млекопитающих рядом с человеческим телом, попавшим в непривычную среду. Нужен был отдельный фильм, который показал бы не только чистую красоту. И его сняли другие фридайверки.
Продолжим знакомство. Косатка – морское млекопитающее отряда китообразных, подотряда зубатых китов, семейства дельфиновых. Белухи живут в холодных водах Северного ледовитого океана, а косатки – почти по всему Мировому океану. В ХХ веке эти виды, а также дельфины, приобрели популярность в океанариумах как «развлекательные»: с ними удобно устраивать шоу для массового зрителя. Однако условия содержания морских млекопитающих не выдерживают критики: здесь и температура воды, которая выше привычной в природе, и содержание в тесных контейнерах, по сути «консервных банках», и хлорированная вода, и отражение эхо-сигналов от стенок, сводящее с ума, и отсутствие семьи, и жёсткая дрессура. «Рождённые свободными» – как раз об этих практиках, причём все заведения, содержащие морских млекопитающих, коммерчески направлены. Бывают аквариумы и океанариумы без шоу с морскими млекопитающими, где люди просто приходят посмотреть на «дельфинчиков», но всё так же за деньги.
Это фильм-путешествие, ведущий зрителя в самые отдалённые уголки России, где впервые снято шокирующее жестокое обращение, которому подвергаются косатки, дельфины и белухи, а также факты коррупции в основе этого жестокого международного бизнеса. Сюжет выдержан в формате «травелога»: три девушки путешествуют по миру и снимают на камеру судьбы различных морских млекопитающих. Все трое – соавторки фильма-расследования – увлекаются фридайвингом. Стоит остановиться на авторках подробнее.
Гаянэ Петросян – режиссер, сценарист, продюсер, руководитель компании «Байкал Синема». Окончила факультет журналистики МГУ. В разные годы работала в ТК «Останкино», телестудии Роскосмоса, студии «Артвидео», ПЦ «Мастерская». Автор ряда документальных проектов: «Казённые дети», «Свои не свои», «Клеймо» («Артвидео»), «Планета Байкал» (Роскосмос) и др.
Татьяна Белей (автор идеи фильма) – телеведущая, кинодокументалистка, певица и автор песен, активистка-зоозащитница, подводный оператор и инструктор по фридайвингу.
Юлия Петрик – первая женщина-чемпионка России по фридайвингу и известный тренер фридайверов. Одна из первых фридайверов в России, инициатор создания российского отделения Международной Ассоциации Развития Фридайвинга AIDA, создатель школы фридайвинга Homodelphinus.
Фильм шаг за шагом раскрывает эволюцию отношения к морским млекопитающим в СССР и на постсоветском пространстве. В «империи зла» их рассматривали как боевые единицы и учили на территории Крыма подрывать вражеские суда ценой своей жизни. В РФ, на волне повальной конверсии, бывшие боевые животные пригодились для развлекательного бизнеса (под видом «выживания нищей российской науки»). Показаны кадры с известным учёным Львом Мухаметовым, настаивавшем в 90-х на эксплуатации китообразных в коммерческих шоу. Эта практика зародилась в 90-х и жива по сей день, в том числе на территории Украины. Однако начинается фильм с «родины» этого подхода, Утришской морской станции Российской Академии Наук, основанной в 1978 году. Станция находится на берегу Чёрного моря около мыса Малый Утриш.
Подробности отлова китообразных в РФ, в том числе и организацией Мухаметова ООО «Утришский дельфинарий», описаны не только в фильме, но и, к примеру, в этой статье.
Завязка «Рождённых свободными» – скандальная ситуация 2013 года: запрет на экспорт 18 белух из РФ в США. Тогда 18 животных были выловлены на Дальнем Востоке в Охотском море для аквариума штата Джорджия. Активистам удалось добиться запрета на ввоз млекопитающих в США, но это стало только началом трагической ситуации. На протяжении нескольких лет белые киты были заперты в бетонных резервуарах упомянутой Утришской научной биостанции. Известная актриса Ким Бейсингер (Бэссинджер) написала об этой ситуации письмо президенту РФ. СМИ широко распространили её просьбу освободить 18 белух. Об этом узнали авторки будущего фильма и принялись за расследование. Девушки решили навестить Утришскую морскую станцию. Туда удалось пробраться с камерой и запечатлеть больших белых китов в маленьких контейнерах. Это шокировало авторок и подвигло их к новым сьёмкам.
Почему нельзя было выпустить животных после запрета на их ввоз в США? «Была уже практически сформирована команда экспертов, были готовы делать реабилитационный центр для них, даже Памела Андерсон подключилась, начала собирать деньги на выкуп, – рассказывает Гаянэ. – Ведь сначала с российской стороны нам было сказано, что это вопрос денег. Но потом аквариум Джорджии объявил, что не даст их отпускать в море. Они подключили своих ветеринаров и написали целую теорию о том, что животные погибнут. Её опровергли все эксперты, у которых мы консультировались. Мне кажется, для них это было принципиально — держать позицию, потому что если бы они пошли на поводу зоозащитников, то это могло бы подорвать их бизнес. Так как сейчас у них все держится на том, что они крутые, что у них круче, чем в море».
Между тем, безобидные по натуре белые киты стали убивать друг друга: «Белухи из нашего опыта общения и мнения экспертов очень добрые существа. <…> Вообразить, что они в природе могли бы наносить травмы, вырывать куски мяса друг у друга – невозможно, это нонсенс. Даже если что-то подобное случалось, в океане есть куда уйти. Это, конечно, красноречиво говорит об их состоянии в неволе», – обьясняет Гаянэ. История этих белух закончилась трагически: четыре из них умерли, остальных продали в океанариумы Китая и Японии.
После посещения станции на Утрише паззл складывается воедино, зрителю вместе с авторками открывается жуткая картина эксплуатации морских существ. Фильм продолжается кадрами содержания двух косаток, которых удерживали в старых ржавых контейнерах в Москве. Трое животных содержались в полной изоляции в экстремально маленьком пространстве, пока их владельцы более года ожидали открытия океанариума.
В процессе расследования режиссёрки вступили в конфронтацию с дельфинарным бизнесом, который, как оказалось, зарабатывает баснословные деньги на страданиях животных. Гаянэ говорит: «…были опасные моменты, когда нам напрямую угрожали во время съёмок, даже физической расправой…». Оказалось, что РФ – единственная на данный момент страна, где белух и косаток вылавливают, а затем продают в океанариумы по всему миру. При этом из ста отловленных животных умирает в среднем 50. Это та цена содержания белух в океанариумах США, Канады, Китая и других стран, о которых не знают посетители шоу.
Что касается косаток, то цена одного кита, проданного Китаю, достигает 10 млн долларов. Продаются, как правило, сразу несколько. И потому отлов этих животных возрастает ежегодно.
Повсюду в России открываются дельфинарии, поддерживающие спрос на отлов новых косаток, дельфинов и белух. В Москве «Москвариум» открылся в 2015 году как первый в растущей отрасли в стране. Этот бизнес подразумевает жестокий отлов млекопитающих; извлечение их из сплочённых и устоявшихся семей; контейнеры, в которых они не могут плавать; скопление животных в сильно ограниченном пространстве, что приводит к насильственным нападениям и смертям; мучительная и зачастую непрофессиональная транспортировка в загрязнённых ёмкостях на тысячи километров, когда животные заболевают и умирают ещё до прибытия; нехватка специалистов-ветеринаров и надлежащего медицинского обслуживания; и, наконец, ежедневная тренировка, основанная на постоянном чувстве голода и заставляющая животных изменять своё поведение, чтобы выполнять трюки для людей. Всё это – в критически маленьких резервуарах и бассейнах, которые слишком теплы (для белух и косаток), слишком хлорированы, слишком загрязнены и противоречат биологическим потребностям китообразных.
Гаянэ рассказывает: «Белуха, киты и дельфины очень похожи на людей. Они, как и мы, социальные животные, строят семьи на всю жизнь, только их группы устроены сложнее. Потеря ребенка для них психологический стресс, ровно как и для него жизнь в неволе.
Для океанариумов отлавливают малышей. Их психика ещё не окрепла, поэтому их легче дрессировать. Он [детёныш] никогда больше не увидит семью. По сути, его помещают в тюрьму, где он должен смириться с мыслью, что за кусок мёртвой рыбы, которая для него неестественная еда, ведь он всю жизнь охотился за живой рыбой… Так вот, за кусок этой мёртвой рыбы он должен всю оставшуюся жизнь сидеть в «тюрьме» без семьи и океана, вдыхать хлорку и выполнять глупые трюки, чтобы не умереть от голода».
Морские млекопитающие проплывают в день сотни километров, ныряют на десятки метров в глубину. А после отлова они заключены в бетонных стенах бассейнов.
Гаянэ продолжает: «Посетители дельфинариев думают, что животные счастливы. Ведь они играют, веселятся и издают забавные звуки. Люди думают, что они улыбаются. Конечно, это не улыбки, это строение лица такое. Даже в моменты, когда они подплывают к людям и как-то пытаются общаться, то это от одиночества и страха. Если посадить человека в камеру-одиночку и периодически выпускать во двор, и нему подойдёт охранник, то, наверное, он будет рад перекинуться хотя бы парой слов, потому что сходит с ума от ужаса и одиночества. Я видела дельфинов в жуткой депрессии, часами висящими на одном месте. Они ничего не делали, просто висели, опустив голову.
Сотрудники дельфинариев склонны говорить о том, что продолжительность жизни белух в неволе длиннее, чем на воле. Но это неправда! Мы сами подсчитывали, вели свою статистику по поводу смертей белух по всему миру в дельфинариях, и согласно всем этим цифрам и данным – продолжительность жизни в два раза меньше, чем на воле».
Тема фильма актуальна до сих пор. В мире существует около 350 дельфинариев и больше сотни океанариумов. В Китае планируют открыть подобные парки развлечений в каждом городе. Но есть и позитивные примеры. Например, Коста-Рика одна из первых запретила дельфинарии и океанариумы. Великобритания пошла по этому же пути. В дельфинариях страны ещё живут последние дельфины, но на государственном уровне новые дельфинарии открывать запрещено. Однако в других странах посетители всё ещё несут свои деньги, тем самым поощряя отлов и содержание животных в неволе.
В фильме – детище фридайверов – много красивых подводных съёмок, свидетельств общения свободных дельфинов и ныряльщиков. На Чёрном море под водой снимали Юлия Петрик и Татьяна Белей, а также Андрей Лагутин, известный фридайвер, спортсмен, подводный охотник и многократный победитель международных соревнований. В фильм вошли также редкие подводные кадры с дикими дельфинами и их взаимодействием с людьми, снятые Юлией и Татьяной в разных морях и океанах. Интересные факты: в фильме приняли участие учёные мирового уровня и общественные деятели Мария Воронцова (РФ), Наоми Роуз (США), Самуэль Ханг (Китай) и другие. Поучаствовал и корифей российской экологической науки и экополитики Алексей Владимирович Яблоков. Он дал интервью съёмочной группе фильма в феврале 2016. Это последнее появление биолога на экране, он ушёл из жизни 10 января 2017 года. В фильме доктор наук объясняет строение мозга морских млекопитающих. Оказывается, у дельфинов и китов есть отделы, которых нет у человека: «Соответственно эти отделы мозга отвечают за что-то, чего нет у нас, и что мы не понимаем и не поймём никогда, как бы мы ни старались», – подытоживает Гаянэ Петросян.
Продюсер фильма Майк Лернер дважды номинирован на премию Оскар, обладатель ряда наград крупнейших мировых кинофестивалей: 6 номинаций на кинофестивале «Sundance», премия «Эмми» за лучший документальный фильм, 2 награды Грирсона за лучший документальный фильм, приз зрительских симпатий кинофестиваля в Дурбане. Продюсер вывел фильм за узкие нишевые рамки эко-кино и сделал его событием международного документального киномейнстрима.
Примечательно, что профинансировали «Рождённые свободными» активисты, а не один «богатый эко-меценат». Источники – «партизанский» краудфандинг неравнодушных граждан, в частном порядке «скидывавшихся» деньгами на поездки участниц расследования, «официальный» краудфандинг на международной платформе Indiegogo, поддержанный 400 акционерами из двух десятков стран, инвестиции Channel4 Television Corporation, одной из самых солидных медиагрупп в Европе, привлечённые продюсером Майком Лернером. Гаянэ Петросян и Татьяна Белей также финансировали проект. Поддержку фильму оказали IFAW, Earthrace Concervation Organization, Океан ТВ, Международный яхтенный фестиваль «Чёрное море», Hong Kong Cetacean Research Project, Школа фридайвинга «Homodelphinus».
В процессе сбора средств на постпродакшн фильма авторы так описали свои цели: побудить людей отказаться посещать шоу с участием морских млекопитающих, чтобы не спонсировать эту жестокую индустрию; изменить общественное восприятие океанариумов так, чтобы они стали диким анахронизмом; предложить гуманные альтернативы, чтобы человек мог взаимодействовать с дельфинами и китами без какого-либо насилия.
Рассказывает Татьяна Белей: «У зрителей после просмотра открылись глаза на эту индустрию, они перестали посещать подобные заведения. А мы пошли дальше: открыли центр спасения дельфинов «Дельфа», основная цель которого – реабилитация и выпуск на свободу дельфинов после жизни в условиях неволи. Мы помогаем дельфинам и морю чем можем: организовали мобильные бригады помощи диким китообразным, проводим научные исследования, просветительские мероприятия, ведём учёт и статистику выбросившихся, погибших, чтобы определять причины их гибели. Наше большое желание – построить стационарный центр, на который мы сейчас собираем средства на краудфандинг-платформе [Планета.ру]».
Посыл «Рождённых свободными» предельно ясен: человек, считавший ранее, что дельфины «улыбаются», «созданы, чтобы нас забавлять» и что можно потратить деньги, показав семье шоу с дельфинами, откажется от такой практики после просмотра. Подобные фильмы рассчитаны на эмпатию в сочетании с анализом происходящего, и отрадно, что их снимают. Так что эта картина – достойное начало для заинтересованности в эко-тематике.
Олег Андрос.